Удивили не только мастер-классами, но и знаменитыми гостями. На второй Всероссийский фестиваль «Лето Господне», который прошел в эти выходные в Суздале, приехал один из лучших звонарей России и певец-гусляр — Валерий Гаранин. В свое время он был учеником знаменитого муромского мастера Юрия Юрьева, создателя уникальной техники звонарного звона. Наталья Зобнина познакомилась с теми, чьи имена в деле колокольного искусства сегодня образец для подрастающего поколения мастеров.

НАТАЛЬЯ ЗОБНИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ

От Москвы до Чувашии. Не просто на других посмотреть — прежде всего свое мастерство колокольного звона показать в Суздаль съехались лучшие звонари России. Масштаб фестиваля настолько впечатляет, что уместить всю программу в один день у организаторов не получилось. Разбили на два. В общем и целом звонили в колокола 8 часов подряд. 

И мастер-классы дает, и авторские диски с колокольным звоном записывать успевает. Это тот редкий случай, когда всё сложилось: уникальный фестиваль — уникальный мастер. Валерий Гаранин — лучший в своем деле. Его имя знает каждый молодой звонарь. И не только в нашей стране. Он — ученик знаменитого мастера Юрия Юрьева из Мурома. Гаранин говорит, такие фестивали очень важны — где, как не здесь, молодые звонари могут научиться красиво звонить в колокола: сложная колокольня, старинные инструменты и лучшие мастера рядом.

ВАЛЕРИЙ ГАРАНИН, ЗВОНАРЬ

Учился, ездил по фестивалям — смотрел, как кто звонит. И потихоньку росло мое мастерство именно там. И потихоньку вот во что вылилось за 28 лет!

АНДРЕЙ ДЬЯЧКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА КОЛОКОЛЬНОГО ИСКУССТВА

Звоны колокольные очень, конечно, хромают. Сейчас идет очень быстрый процесс возрождения, оздоровления, если можно так сказать и фестивали — это самое действенное лекарство здесь. 

Мастера в колокола звОнят, а не звонЯт. Своя специфика есть не только в терминологии, но и в самом колокольном перезвоне. Искусство деталей. Именно так говорят о своем деле звонари. Алексей Кофанов из Нижнего Новгорода. В прошлом популярный ди-джей, имел свой бизнес. Причем, очень успешный. Но в один момент всё потерял. Обратился к богу. Получил второе профобразование — и сегодня его колокольные звоны узнают из сотен. Труд настолько непростой, что за одно такое выступление Алексей изрядно худеет.

 АЛЕКСЕЙ КОФАНОВ, ЗВОНАРЬ (Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД)

Да, да, да! Медленно — но верно! Очень сложная колокольня. Здесь три благовеста — три больших колокола, которые связаны воедино и в общей сложности вес около 5 тонн. Если посчитать: язык колокола получается 1 кг 800 гр — только языков! Приходится педалью двигать так, что двигается всё тело. 

Монастырская звонница в Суздале одна и уникальная в своем роде. Она состоит из нескольких разновременных построек, является редким памятником русской архитектуры 16-17 веков. В советский период колоколов на звоннице не стало. В 1970-е годы прошлого столетия со всего Суздаля для нее удалось собрать 19 колоколов.

 СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

… И наши предшественницы-девочки можно сказать лазили по деревням, находили колокола, собирали их, и это было вопреки советской идеологии. Вот чего стоило возродить колокольные звоны в начале 80-х. Алису Ивановну за это чуть с работы не сняли. Это называлось — идеологические перегибы. А сегодня представить, что Спасо-Евфимиевский монастырь не будет озаряться звоном колоколов — представить невозможно! А еще и фестивали устраиваем…

В числе почетных гостей фестиваля — святые отцы со всего региона. А вот батюшка Уриил из села Новое в Суздале оказался проездом. Он сам звонарь. Профессионально занимается этим искусством только последние несколько лет. Говорит, ничего подобного ранее и не видел, и не слышал. Вдохновлен настолько, что на звоннице пробыл весь первый день фестиваля.

ОТЕЦ УРИИЛ, ИЕРОМОНАХ

Как звонарь смотрю на все это со своей колокольни! Смотрю на это всё, и набираюсь опыта, навыка набираюсь и для меня это интересно и поучительно. 

Поучительно оказалось на всех фестивальных площадках. Вот, например, на Торговой площади Суздаля — мастер-класс по орнаментации настоящего колокола устроили, а на главной сцене выступили Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина, Владимирский камерный хор и капелла мальчиков. В программе — произведения русской классической музыки, в которых композиторами были использованы колокольные звоны…

 АЛИСА БИРЮКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРЫ

… И есть какие-то свои традиции, секреты — нам хочется побольше рассказать об этом искусстве, поэтому мы делаем и форму мастер-классов, и форму концертных выступлений, и мастер-классы именно по искусству колокольного звона — вдруг мы найдем какие-то таланты, которые в дальнейшем разовьют это дело. 

А мастер-классы на передвижной звоннице, к слову, оказались самыми популярными. Приходили к установке такие гости, которые искусством своим поражали что называется с первых нот. Мария Теплякова — звонарь Казанского храма города Суздаля. А еще поэтесса и художник. Мастерство колокольного звона показала только на передвижной звоннице — говорит, на монастырской силушки не хватило.

МАРИЯ ТЕПЛЯКОВА, ЗВОНАРЬ (Г. СУЗДАЛЬ)

Я просто знаю, как тяжело физически звонить на этой звоннице — у меня не получилось, потому что они подтянули троса под себя — мужики, которые там звонят и просто физически это тяжело. Во мне 50 кг — я туда, меня назад отбрасывает!

Два фестивальных дня — с десяток звонарей со всей страны. Свято-Евфимиевский и Ризоположенский монастыри. Концерты и мастер-классы. Впервые на фестивале выступил и Камерный хор «Покров», известный в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии и не только. А вместе с ним пели известные солисты, лауреаты международных конкурсов Константин Степанов и Федор Тарасов.

Наталья Зобнина, Максим Истомин.

Комментировать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поделиться: